(Справка/Приложение в Таблице: F1_Marafon_1950-2009.xls) Мировой чемпионат гонок "Гран-При" (Формула-1) впервые состоялся в 1950г. С тех пор и по настоящее время принцип определения лучших менялся мало. В начале очки получали лишь Топ-5 на финише каждой гонки. Через 10 лет очки стали получать Топ-6, и так было более 40 лет. А с 2003г очки начали получать Топ-8 пилотов каждой гонки. По другую сторону Атлантического океана с 1949г начался чемпионат гонок "НАСКАР". С тех пор очковая система менялась много раз, хотя принцип менялся мало. Сейчас очки получают все (43) стартующие в гонке. В чем основное различие двух систем очков? № = Ф-1 = Наскар 1й = 10 = 190 4й = 5 = 160 6й = 3 = 150 11й = 0 = 130 21й = 0 = 100 31й = 0 = 70 41й = 0 = 40 Ещё можно вспомнить суточные марафоны. Например: "24 часа Ле-Мана" или "24 часа Дайтоны". Тут всё просто. Кто финишировал 1й - тот и "чемпион". Отличие марафона: можно быть лидером 23 часа, но проиграть. А можно выйти в лидеры лишь на самом последнем круге. У марафонов лучше всего заметны 2 основных принципа любых гонок: - не важно где стартовать, а важно где финишировать, - чтобы финишировать первым, сперва надо финишировать. В Формуле-1 очковая система щедра к Топ-3 каждого ГП. В Наскар очковая система щедра к Топ-10 каждой гонки. В марафонах нет очков лидерам (Топ) каждого часа. Справка: с 1984 по 1994г сезон Ф-1 состоял из 16 ГП. Каждое ГП длилось около 90 минут = 1,5 часа. Суммарное время за сезон = 16*1,5 = 24 часа. Сезон гонок Ф-1 можно считать как марафон на 24 часа. Как узнать кто может стать лучшим пилотом сезона? В марафонах лидер за 24ч проходит максимум дистанции. Лидер сезона Ф1 как Марафона должен иметь МАХ километров. А начислять в зачёт Пилотов "км" можно после каждого ГП. Ради простоты счёта примем: 1 км = 1 очко Марафона. * * * Первая 10-летка Ф1 как Марафона: 1950-1959 Год - Пилот - Всего км (лидером км) - Команда 1950 - Луиджи Фаджиоли - 2 130 км (49) - Альфа-Ромео 1951 - Хуан-Мануэль Фанхио - 2 883 (1 304) - Альфа-Ромео 1952 - Джузеппе "Нино" Фарина - 2 931 (116) - Феррари 1953 - Майк Хоторн - 3 535 (185) - Феррари 1954 - Хуан-Мануэль Фанхио - 3 760 (2 018) - Мазерати/Мерседес Первая 5-летка Марафона Ф1: лидеры болиды Италии. А лучшим пилотом дважды (1951 и 1954) стал Фанхио. 1955 - Хуан-Мануэль Фанхио - 2 392 (1 874) - Мерседес 1956 - Жан Бера - 2 985 (0) - Мазерати 1957 - Хуан-Мануэль Фанхио - 2 924 (1 393) - Мазерати 1958 - Майк Хоторн - 3 310 (823) - Феррари 1959 - Морис Тринтиньян - 2 840 (0) - Купер Вторая 5-летка Марафона Ф1: снова лидеры болиды Италии. А лучший пилот снова дважды (1955 и 1957) Фанхио. В первую 10-летку лучшие болиды (52/53/58) Феррари. В первую 10-летку лучшим дважды (1953 и 1958) стал Хоторн. Заметка: в 1956г и 1959г лучший пилот не лидировал в ГП (0 км). * * * Вторая 10-летка Ф1 как Марафона: 1960-1969 Год - Пилот - Всего км (лидером км) - Команда 1960 - Фил Хилл - 3 042 (566) - Феррари 1961 - Дэн Гэрни - 2 973 (33) - Порше 1962 - Грэм Хилл - 3 254 (1 722) - БРМ 1963 - Джим Кларк - 3 757 (2 759) - Лотус 1964 - Ричи Гинтер - 3 546 (0) - БРМ Третья 5-летка Марафона Ф1: лидеры болиды Британии. А лучший пилот: Американец (60/61) и Британец (62/63). 1965 - Грэм Хилл - 3 578 (672) - БРМ 1966 - Йохен Риндт - 2 582 (282) - Купер 1967 - Дэнни Хюлм - 3 528 (866) - Брэбэм 1968 - Дэнни Хюлм - 3 353 (369) - МакЛарен 1969 - Жан-Пьер Бельтуаз - 3 360 (0) - Матра Четвертая 5-летка Марафона Ф1: снова лидеры болиды Британии. А лучший пилот дважды (1967 и 1968) Хюлм. Во вторую 10-летку лучшие болиды (62/64/65) БРМ. Во вторую 10-летку лучший дважды (1962 и 1965) Г.Хилл. Заметка: в 1964г и 1969г лучший пилот не лидировал в ГП (0 км). * * * Третья 10-летка Ф1 как Марафона: 1970-1979 Год - Пилот - Всего км (лидером км) - Команда 1970 - Анри Пескароло - 3 682 (0) - Матра 1971 - Джэки Стюарт - 2 914 (1 695) - Тиррелл 1972 - Дэнни Хюлм - 3 437 (112) - МакЛарен 1973 - Дэнни Хюлм - 4 403 (24) - МакЛарен 1974 - Клей Регаццони - 4 178 (590) - Феррари Пятая 5-летка Марафона Ф1: снова лидеры болиды Британии. А лучший пилот снова дважды (1972 и 1973) Хюлм. 1975 - Ники Лауда - 3 818 (1 537) - Феррари 1976 - Жан-Пьер Жарье - 4 332 (0) - Шэдоу 1977 - Джоди Шектер - 4 380 (696) - Вольф 1978 - Жак Лаффит - 4 391 (0) - Лижье 1979 - Жиль Вильнёв - 4 258 (1 279) - Феррари Шестая 5-летка Марафона Ф1: нет явных лидеров. В третью 10-летку лучшие болиды (74/75/79) Феррари. В третью 10-летку лучшие пилоты (70/76/78) Французы. Заметка: в 70/76/78 лучший пилот не лидировал в ГП (0 км). Рекорд: Феррари выиграли 7 сезонов. * * * Четвертая 10-летка Ф1 как Марафона: 1980-1989 Год - Пилот - Всего км (лидером км) - Команда 1980 - Алан Джонс - 3 796 (915) - Вильямс 1981 - Карлос Рёйтеманн - 3 823 (484) - Вильямс 1982 - Кеке Росберг - 4 190 (337) - Вильямс 1983 - Кеке Росберг - 4 007 (279) - Вильямс 1984 - Ники Лауда - 3 883 (745) - МакЛарен Седьмая 5-летка Марафона Ф1: явный лидер болиды Вильямс. А лучший пилот дважды (1982 и 1983) Росберг. Рекорд: Вильямс выиграли 4 сезона (подряд). 1985 - Тьерри Бутсен - 4 222 (0) - Эрроуз 1986 - Ален Прост - 4 254 (690) - МакЛарен 1987 - Айртон Сенна - 4 300 (447) - Лотус 1988 - Айртон Сенна - 4 550 (2 671) - МакЛарен 1989 - Ален Прост - 4 175 (1 218) - МакЛарен Восьмая 5-летка Марафона Ф1: явный лидер болиды МакЛарен. А лучший пилот дважды: Прост (86/89) и Сенна (87/88). В четвертую 10-летку лучшие болиды: Вильямс (4) и МакЛарен (4). В четвертую 10-летку лучшие пилоты: Росберг, Прост, Сенна. Заметка: в 1985г лучший пилот не лидировал в ГП (0 км). Рекорд: МакЛарен выиграли 7 сезонов. * * * Пятая 10-летка Ф1 как Марафона: 1990-1999 Год - Пилот - Всего км (лидером км) - Команда 1990 - Нельсон Пике - 4 373 (242) - Бенеттон 1991 - Айртон Сенна - 4 391 (2 067) - МакЛарен 1992 - Микеле Альборето - 4 281 (0) - Футворк 1993 - Ален Прост - 4 614 (2 095) - Вильямс 1994 - Оливье Панис - 4 529 (0) - Лижье Девятая 5-летка Марафона Ф1: снова лидеры болиды Британии. А лучший пилот: Бразилец (90/91) и Француз (93/94). 1995 - Михаэль Шумахер - 4 428 (2 171) - Бенеттон 1996 - Жак Вильнёв - 4 494 (1 370) - Вильямс 1997 - Жан Алези - 4 599 (184) - Бенеттон 1998 - Жак Вильнёв - 4 424 (0) - Вильямс 1999 - Эдди Ирвайн - 4 777 (708) - Феррари Десятая 5-летка Марафона Ф1: лидеры болиды Бенеттон и Вильямс. А лучший пилот дважды (1996 и 1998) Жак Вильнёв. В пятую 10-летку лучшие болиды: Бенеттон (3) и Вильямс (3). В пятую 10-летку лучшие пилоты: Франко/язычные (93/94/96/97/98). Заметка: в 92/94/98 лучший пилот не лидировал в ГП (0 км). Рекорд: МакЛарен и Феррари выиграли по 8 сезонов, Вильямс - 7. * * * Шестая 10-летка Ф1 как Марафона: 2000-2009 Год - Пилот - Всего км (лидером км) - Команда 2000 - Дэвид Култхард - 4 615 (479) - МакЛарен 2001 - Михаэль Шумахер - 4 777 (2 514) - Феррари 2002 - Михаэль Шумахер - 5 176 (2 765) - Феррари 2003 - Михаэль Шумахер - 4 653 (1 433) - Феррари 2004 - Рубенс Баррикелло - 5 387 (536) - Феррари Одиннадцатая 5-летка Марафона Ф1: явный лидер болиды Феррари. А лучший пилот трижды (01/02/03) М.Шумахер. 2005 - Тьягу Монтейру - 5 523 (0) - Джордан 2006 - Фернандо Алонсо - 5 339 (2 172) - Рено 2007 - Фернандо Алонсо - 5 052 (963) - Рено 2008 - Ник Хайдфелд - 5 465 (119) - БМВ-Заубер 2009 * Дженсон Баттон - 2 895 (1 322) - Браун Двенадцатая 5-летка Марафона Ф1: лидер болиды Рено. А лучший пилот дважды (2006 и 2007) Алонсо. В шестую 10-летку лучшие болиды: Феррари (4). В пятую 10-летку лучший пилот: М.Шумахер (3). Заметка: в 2005г лучший пилот не лидировал в ГП (0 км). Рекорд: Феррари выиграли 12 сезонов, МакЛарен - 10. Рекорд: М.Шумахер (01/02/03) выиграл 3 сезона подряд. * * * Общие данные по 10-леткам: Годы - Всего км (лидером км) - % лидером 1950*1959 - 29 690 (7 762) - 26 % 1960*1969 - 32 973 (7 269) - 22 % 1970*1979 - 39 793 (5 933) - 15 % 1980*1989 - 41 200 (7 786) - 19 % 1990*1999 - 44 910 (8 837) - 20 % 2000*2009 - 48 882 (12 303) - 25 % Что могут значить % ? Они могут значить число лидеров гонок. А точнее число тех из лидеров гонок, кто борется за титул. Берем 100% и делим на % за 10-летку. Получаем коэффициент: 50-59: 3,85 - 60-69: 4,55 - 70-79: 6,67 80-89: 5,26 - 90-99: 5,00 - 00-09: 4,00 Для 2000-2009 цифра = "4". Это значит максимум 4 пилота. Хотя реальные данные как правило колеблятся возле середины. Значит каждый коэффициент надо разделить ровно пополам. Итого: лишь в сезоны 70-79 было более 3-х борцов за титул.